Версия для слабовидящих



 





Методическая разработка по теме “Образовательные практики, направленные на формирование компетенции смыслового чтения школьников и на подготовку обучающихся к участию в метапредметной олимпиаде в номинации “Интерпретация текста”

20.03.2022

Методическая разработка по теме “Образовательные практики, направленные на формирование компетенции смыслового чтения школьников и на подготовку обучающихся к участию в метапредметной олимпиаде в номинации “Интерпретация текста”

Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения образовательной программы учащимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Безусловно, чтение является универсальной техникой получения информации в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Являясь учителем-словесником, вижу стратегии смыслового чтения ключевыми в образовательном процессе в целом. Смысловое чтение для меня – это не только требование ФГОС, но и способ достижения метапредметных результатов в процессе интеграции различных учебных дисциплин.

Метапредетную олимпиаду школьников вижу действенным инструментом для формирования у обучающихся навыков смыслового чтения. С 2012 г. я являюсь организатором институциональной метапредметной олимпиады, проводимой в МАОУ “СОШ 22”. Готовлю ребят для участия в краевой и всероссийской метапредметных олимпиадах. Данная методическая разработка представляет собой материалы, разработанные мной, для проведения и подготовки метапредметного испытания “Интерпретация текста” в рамках метапредметной олимпиады; разработку кванта «Смысловое чтение» метапредметного тренажера «Образовательный коллайдер» , программу краткосрочного курса по выбору “Интерпретация текста”, результаты апробации этих материалов и достижения учащихся в метапредметных олимпиадах разного уровня.

Данные материалы будут интересны как педагогам, занимающимся подготовкой учащихся к номинации “Интерпретация текста” в рамках метапредметной олимпиады школьников, так и учителям, формирующих на своих уроках и внеурочной деятельности компетенцию смыслового чтения. 

Цель методической разработки - обобщить опыт образовательных практик по  подготовке обучающихся к метапредметной олимпиаде. 

Задачи: - систематизировать материалы образовательных практик по подготовке к участию обучающихся в метапредметной олимпиаде;


  • систематизировать инструментарий для проведения метапредметной институциональной олимпиады на базе МАОУ «СОШ №22» “METASFERA”

  • отрефлексировать результаты апробации данных материалов.


Приложение 1

Квант «Смысловое чтение» метапредметного тренажера «Образовательный коллайдер»

В школе не всегда хватает пространства и времени для реализации личностных запросов учащихся, для формирования современных непредметных компетенций. Часто возникает потребность выхода за рамки классно-урочной системы и предметного обучения. «Образовательный коллайдер» - это особая форма организации образовательного процесса для всей школы в рамках 1 дня (например, последний день четверти). Это пространство, где «частицы», заряженные интересом обучающихся, сталкиваясь, формируют новые смыслы. 

Данное образовательное событие организует Проектный офис школы, состоящий из тьюторов, учащихся, учителей, родителей и социальных партнеров школы. Тьюторы, собрав запросы учащихся, ставят задачи для Проектного офиса, который в свою очередь разрабатывает образовательное событие в соответствии с этими запросами  по 4 модулям: «Игровые технологии»; «Метапредметность и soft skills»; «Профессиональные пробы и социальные практики»; «Личностные практики».

Каждый модуль содержит несколько квантов (конкретный комплекс заданий для определенной целевой группы), формирующих компетенции, отвечающие запросам учащихся. Во время «Образовательного коллайдера» все учащиеся школы расходятся по выбранным модулям, выбирают интересующий их квант и работают в нем. По окончании события тьютор организует рефлексию, в ходе которой каждый участник осознает эффективность своей работы, а организаторы прогнозируют перспективы развития этого образовательного события.

Данная разработка – пример кванта «Смысловое чтение» в рамках модуля «Метапредметность и soft skills», направленная на формирование таких компетенций, как умение выделить аргументы из текстов в подтверждение предложенного суждения, умение критически оценивать информацию текста с точки зрения его достоверности, интерпретация текста. Целевая группа – учащиеся 8-9 классов.



Процедура проведения кванта

1. Знакомство участников кванта друг с другом, с организаторами, с экспертами. Настрой на работу в кванте. 

2. Тренинги. Ребята выполняют задания, которые по критериям оценивают эксперты и дают обратную связь.

1) «Аргументы».  Задание: Выберите 1 из ниже приведенных суждений. Подберите как можно больше аргументов в защиту выбранного суждения  из предложенных текстов. Каждый аргумент формулируется отдельным предложением. 

Суждения:

  1. Сомнения – импульс к развитию.

  2. Сомнения мешают людям совершать поступки.

Текст 1. Сомнения – это своего рода испытания, которые имеют целью узнать, насколько серьёзно Ваше решение изменить себя к лучшему. В этих соблазнительных ситуациях крайне важна Ваша решительность: или Вы остаётесь со старыми привычками, или Вы меняетесь. Если под натиском пугающего Вас сомнения Вы отступаете, Вы упускаете шанс, уникальную возможность развиваться и двигаться вперед. Это проявление слабости, то есть внутренней неготовности к изменению. Если вы, выслушав голос сомнения, поблагодарив его за ценную информацию, позволяющую изменить что–то в себе, подтверждаете свою готовность к изменениям, Вы укрепляете свою веру. Это есть проявление силы, Вашей решительности не сворачивать с намеченного пути. (Психолог)

Текст 2. Например, у человека имеется 100000,00 рублей, и он решает положить деньги в банк на депозит, а сомнение ему “говорит”: “Ты что, положишь деньги в банк, он разорится – и плакали твои денежки!”. Тогда он решает открыть собственное дело, которое давно мечтал открыть – книжный магазин, а сомнение тут как тут: “Не смей! Ты представляешь, какая в данном виде бизнеса конкуренция, а какой низкий спрос на книги! Прогоришь моментально!”. В результате человек так и не решается инвестировать свои сбережения куда-либо, потратив их на текущие потребности… (Андрей)

Текст 3. Некоторые люди сомневаются буквально во всём. И их жизнь превращается в сплошной кошмар. Пойти или не пойти, купить или не купить, это или лучше то? Им трудно сделать свой выбор. А затягивание этого процесса отбирает энергию у человека. Ведь обдумывание, перемалывание и растерянность занимают мысли и время. (Анна)

Текст 4. Даже великие люди могут сомневаться в своих способностях. Но они не признаются в этом никому и с успехом преодолевают все свои страхи и сомнения, взвешенно приняв решение. Здесь секрет один – как можно меньше времени отводить на размышления и раздумья. Однако совершать необдуманные поступки тоже глупо, так что просто определите для себя срок принятия решения и сдержите слово. (Александр)

Текст 5. С одной стороны, сомнения человека -  это своеобразные хранители. Мысли, которые защищают нас от нас самих, они направлены на лучший выбор. С другой стороны, они могут мало того,  что буквально тормозить действия, направленные на достижение целей, так и просто овладеть человеком и сделать его никчемным и убогим. В мире было бы гораздо больше успешных людей, не будь эти мысли – сомнения такими сильными и способными вызывать различные страхи. Особенно обидно в тех случаях, когда человек, обладая поистине талантом, позволяет сомнениям и страхам овладеть собой и вместо того, чтобы добиться больших успехов, так и остается незаурядным и несчастным. Хотя во многих случаях  этому может поспособствовать лень или малые амбиции самого человека. (Константин)

Критерии оценки



Критерии

Параметры

Баллы

1

Количество аргументов

5 аргументов и более

7

4 аргумента

6

3 аргумента

4

2 аргумента

2

1 аргумент

1

2

Количество текстов, из которых приведены аргументы

4 текста

5

3 текста

4

2 текста

2

1 текст

1

3

Лаконичность и однозначность

Все аргументы выражены одним предложением, не требуют уточнения, пояснения, трактуются одинаково всеми экспертами

3

Все аргументы выражены одним предложением. 1-2 аргумента сформулированы недостаточно корректно.

1

Часть аргументов сформулированы более, чем 1 предложением или более 3-х аргументов сформулированы некорректно.

0

2) «Доверяю – не доверяю». Задание: Вместе с одноклассниками вы готовите сообщение «Самые интересные новости из мира науки и жизни». В Интернете в новостной ленте вы обнаружили 3 сообщения. Ваша задача: оценить достоверность информации найденных сообщений. Для этого вам надо заполнить таблицу:


№ сообщения

Оценка достоверности информации 

(достоверная или недостоверная)

Обоснование достоверности информации (почему информацию сообщения вы считаете достоверной или недостоверной)

 











Сообщение 1. Швейцария закрыла все рестораны сети «Макдоналдс» 

         Инстинкт самосохранения людей кое-где побеждает жадность и алчность мировой финансовой мафии, навязывающей населению некачественные и даже вредные товары первой необходимости. Это – очень хороший пример, достойный подражания.

Швейцария с 2012 года закрыла все без исключения рестораны сети «Макдоналдс». Альпийская страна создала небывалый прецедент, после того как еврокомиссар по сельскому хозяйству Дачан Чолош принял более 120 заявок из Болгарии, Испании, Германии и других стран Европы с требованием законодательного запрета на любой фастфуд.

Стремление западных покупателей потреблять только натуральное и качественное стало для них своего рода новой религией: они готовы экономить на развлечениях и отдыхе, лишь бы иметь возможность хотя бы несколько раз в неделю покупать экопродукты. Лидеры роста расходов на экопродукты на душу населения: Дания, Австрия, Германия, Великобритания.

Ru-an.info



Сообщение 2. Миллиард пятицентовыми монетами

Во вторник утром более 30-ти грузовиков, наполненных пятицентовыми монетами, прибыли в калифорнийскую штаб-квартиру Apple. Сначала охранная компания, отвечающая за безопасность объекта, предположила, что грузовики ошиблись адресом, однако через несколько минут главе Apple Тиму Куку (Tim Cook) позвонил глава Samsung и объяснил, что южнокорейская компания намерена в такой форме выплатить компенсацию в 1 миллиард долларов, - в соответствии с недавним решением суда.
        Этот грязный, но гениальный троллинг станет новой головной болью для руководства Apple, которому теперь предстоит сначала потратить кучу времени на подсчет этих денег, чтобы проверить, вся ли сумма выплачена, а потом отправить монеты в банк и надеяться, что тот их примет.

Ли Кун Хи (Lee Kun-hee), возглавляющий правление Samsung Electronics, заявил журналистам, что его компания не позволит запугать себя группке «стильных умников», и что, если они хотят играть в грязные игры, то Samsung это тоже умеет.

                                                                                                            Иносми.ru



Сообщение 3. Письмо президенту

6-летняя девочка Лаура Хонканием, живущая с родителями в городе Вантаа, написала необычное письмо президенту Финляндии Саули Ниинисте. Лаура в письме предложила президенту переехать из дворца в ее квартиру, потому что она хочет стать королевой, для чего ей и нужен дворец. Ребенок предложил главе государства переехать в квартиру в пригороде Хельсинки.

Президент ответил на послание девочки в четверг, 8 сентября. В официальном письме было сказано, что глава государства не может заключить подобную сделку, поскольку сам пользуется дворцом и резиденцией временно.

                                                                                                       https://regnum.ru

Критерии оценки содержания таблицы 



Критерии

Показатели

Баллы

1

Обоснование со ссылкой на некомпетентный/компетентный  источник 



Конкурсант подтверждает или опровергает информацию текста, ссылаясь на компетентность или некомепетентность источника информации, указанного в сообщении. Компетентными считаются источники, обладающие соответствующей компетенцией (правомочные, несущие ответственность за информацию, пользующиеся авторитетом среди профессионалов). 

за все ссылки данного типа

2.

Обоснование со ссылкой на необъективный/объективный характер текста


Конкурсант подтверждает или опровергает информацию текста, ссылаясь на необъективный или объективный характер текста. Небъективный характер текста подтверждается наличием у автора текста цели (мотива), подвергающей сомнению представленную информацию. (Например, коммерческое продвижение какого-то товара, услуги, идеи, излишне эмоциональное отношение автора к проблеме, объектам, явлениям и т.д., описанным в тексте, стремление пошутить, дезинформировать, самопродвижение, др.

Объективный характер носит официальная информация или или информация с ссылками на официальные источники.

5

за все ссылки данного типа

3

Обоснование со ссылкой на наличие в тексте неаргументированного/аргументированного  суждения 

Конкурсант обосновывает или опровергает информацию текста, ссылаясь на наличие в тексте неаргументированного или аргументированного (подтвержденного) суждения. 

5

за все ссылки данного типа

4

Обоснование со ссылкой несоответствие/соответствие  информации текста и опыта (знаний) участника конкурса 

Конкурсант подтверждает или опровергает информацию текста, ссылаясь на несоответствие или соответствие  информации текста и его собственных знаний (опыта). Высказанные опровержения или подтверждения принимаются как существенные большинством членов конкурсной комиссии.

5

за все ссылки данного типа

5

Количество засчитанных обоснований

6 и более

5

5

3

3-4

2

менее 3

0

3) «Интерпретация текста». 

Задание 1: Подготовьте исследовательские вопросы по предложенному тексту-картине.

Задание 2: Задайте вопросы по данному тексту друг другу и ответьте на предложенные вам вопросы, опираясь на содержание текста-картины.

Задание 3: Выберите 1 контекст из предложенного перечня, подготовьте сообщение – рассуждение о содержании картины в выбранном контексте. В сообщении должно быть представлено указание выбранного вами контекста, ваше понимание контекста, указание на то, что в тексте – картине можно рассматривать в данном контексте, обобщающее суждение – вывод. На сообщение отводится не более 2-х минут. 


Пример текста-картины: Йорки (Ковальски) Яцек «Учебная прогулка»

C:\Users\admin\Desktop\метапредметная олимпиада\Йорки (Ковальски) Яцек Ученая прогулка.jpg


Примеры контекстов

1 участник

2 участник

3 участник

Предвкушение

Отражение

Доверие

Развитие

Планирование

Выращивание

Поддержка

Неизведанное

Настороженность

Поиск

Приключение

Назначение

Безопасность

Возможность

Схожесть

Возраст

Опыт

Опасность


4 участник

5 участник

6 участник

Приспособление

Взросление

Мудрость

Технологии

Забота

Детство 

Защита

Любопытство

Продолжение

Время

Предназначение

Будущее

Опека

Перспектива 

Тревожность

Напряжение

Ожидание

Совместность



Критерии оценки вопросов


Показатели

Баллы

1

Вопрос

  • относится к данным текстам (не требует при ответе дополнительной информации);

  •  содержит в себе непонимание задающего вопрос (обнаруженную странность, неожиданность, противоречие, несоответствие, непонимание); 

  •  не предполагает односложный ответ или очевидный ответ, 

  • заставляет отвечающего отвечающий всерьез задуматься, в ответе открыть что-то новое в отношении данного текста (интерпретировать видеотекст);

  • является вопросом к текстам, а не к их интерпретации.

3

2

Вопрос отвечает характеристикам  показателя 1, но сформулирован неконкретно. (Требуется доп. пояснения, у отвечающих возникают затруднения при ответе)

1

3

Вопрос не отвечает характеристикам показателя 1 

0

Критерии оценки ответов


Показатели

Баллы

1

Ответ

  • содержит суждение по заданному вопросу, 

  • не содержит противоречий, не требует дополнительных пояснений

  • содержит суждение и его обоснование, т.е. суждение проиллюстрировано примерами из видеотекста (ссылкой на действия персонажей, музыку, цвет, свет и т.д.)

3

2

Ответ содержит суждение по поводу заданного вопроса, в ответе присутствует противоречие или требуются дополнительные пояснения или суждение недостаточно обосновано.

1


3

Ответ не отвечает характеристикам показателя 1 

0


Критерии оценки суждения в контексте


Критерии

Показатели

Баллы

1

Полнота представления контекста

Выбранный контекст представлен развернуто, озвучены основные смысловые признаки (маркеры) понятия. У слушателей сложился законченное представление (образ) понятия.

5

Выбранный контекст представлен развернуто, но присутствует некоторая недоопределенность образа (возникли уточняющие вопросы).

2

Выбранный контекст назван, но пояснения не прозвучало

0

2

Убедительность обоснования контекста

В сообщении сделаны ссылки на значимую контекстную информацию теста, раскрывающую выбранный контекст. Этих ссылок достаточно для интерпретации текста в данном контексте. Ссылки иллюстрируют понимание контекста, заявленное авторами сообщения - рассуждения. 

14-15

В сообщении сделаны ссылки на контекстную информацию теста, раскрывающую выбранный контекст. Ссылки иллюстрируют понимание контекста, заявленное авторами сообщения - рассуждения. Однако авторы сообщения адресуются к второстепенной контекстной информации или ссылок недостаточно.

6-14

Ссылки содержательно не согласованы с пониманием контекста авторами сообщения, но могут быть приняты в предложенном контексте.

1-5

Ссылки содержательно не согласованы с заданным  контекстом.

0

3

Глубина и  обобщающий характер суждения-вывода

Суждение соответствует пониманию контекста авторов сообщения, носит обобщающий характер (охватывает большую часть значимой контекстной информации).

14-15

Суждение соответствует заданному контексту, не учитывает часть значимой контекстной информации.

8-13

Суждение соответствует заданному контексту, но носит избыточный характер (например, выражен пословицей, поговоркой)

1-7

Суждение не соответствует заданному контексту

0

4

Аплодисменты от жюри

да

5

нет

0

Эксперты по данным критериям оценивают выполненные задания, выстраивают рейтинг участников. Награждают ТОП-5 учащихся. Дают обратную связь об основных трудностях и ошибках.

3. Рефлексия. Тьюторы проводят рефлексию с учащимися по их участию в кванте.



Результаты апробации методической разработки в течение 2018 – 2020 г.г.

1.Проведено 4 краткосрочных курса по выбору “Интерпретация текста” для 49 обучающихся 6 -7 классов.  Курсы вызвали, со слов ребят, живой интерес, желание участвовать в метапредметной олимпиаде, отмечена актуальность обсуждаемых смыслов текстов. Вместе с тем стоит отметить формирование на этом курсе компетенций смыслового чтения. Курс способствовал глубокому погружению в смыслы разных видов текста и проработке личностно значимых смыслов, выявленных в них.

2. Проведено 5 квантов “Смысловое чтение” в виде метапредметных проб для 32 обучающихся 5 и 8 классов. Заметно повысился у обучающихся, которые не в первый раз участвуют в такой практике, уровень осмысления текстов разных видов, расширился спектр контекстов и “языков” для анализа видеотекста, формулировка вопросов стала более проблематизирующей. Учащиеся, ставшие призерами и победителями в краевой и всероссийской метапредметной олимпиаде, пробуют себя в роли экспертов.


3.12 родителей школы приняли участие в работе студии “Смысловое чтение” в рамках родительской конференции. Родители отметили инновационность практики и эффективность ее в работе с современными детьми. Посмотрели на школу по-новому, как на инновационное образовательное пространство, отвечающее запросам времени. Разговор с родителями стал интересным и содержательным разговором партеров в деле образования детей.


4.Проведено 5 метапредметных олимпиад институционального уровня и 1 открытая метапредметная олимпиада. В номинации “Интерпретация текста” приняли участие 78 обучающихся с 6 по 10 класс МАОУ “СОШ №22” и 6 обучающихся школ города. Из года в год отрабатывается процедура проведения олимпиады, сформирована команды экспертов из учителей школы (4 человека), которые оттачивают свои подходы в оценке данного метапредметного испытания.


5.Опыт данных образовательных практик был обобщен и распространен в профессиональном сообществе в следующих формах:


- Мастер-класс “Ключи к тексту” на Краевой интеллектуальной олимпиаде "Грани мира. Мир в слове" в 2018-2019 уч.г. и в рамках образовательной акции для педагогических работников Куединского района “Педагогический субботник” 


- Выступление “Смыслопорождение в коммуникации как условие эффективности преподавания предметов гуманитарного цикла” в рамках методического семинара “Гуманитарное образование в школе: новые смыслы (смыслопорождение в разных видах коммуникации)”  для учителей словесников Свердловского района и в рамках краевых презентационных мероприятий Университетского округа НИУ ВШЭ - Пермь.


- Публикация “Смыслопорождение в коммуникации как условие эффективности преподавания предметов гуманитарного цикла” в сборнике учебно-методических разработок презентационного мероприятия НИУ ВШЭ - Пермь "Школа XXI века: технологии в образовании будущего для формирования универсальных навыков и новой грамотности". 


- Мастер-класс “Читательская грамотность как ключевой аспект функциональной грамотности школьника” в рамках педагогического совета - семинара “Формирование функциональной грамотности у обучающихся МАОУ “СОШ №22”


6.Результатом апробации являются и победы обучающихся в метапредметных олимпиадах разного уровня:

1 призер номинации “Смысловое чтение” во Всероссийской метапредметной олимпиаде;

  • 3 призера номинации “Смысловое чтение” в Краевой метапредметной олимпиаде;


  • 1 победитель и 1 призер в открытой метапредметной метапредметной олимпиаде 1 уровня “METASFERA - 2021”


Считаю образовательные практики, направленные на формирование компетенции смыслового чтения школьников и на подготовку обучающихся к участию в метапредметной олимпиаде в номинации “Интерпретация текста” эффективно работающими, развивающимися, отвечающими запросам образования нового времени и нового поколения. 



Возврат к списку